ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 26 мая 2024
Минск Малооблачно +25°C
Все новости
Все новости
Интервью
08 апреля 2016, 18:00
Лидия Ермошина

В Беларуси очень простые условия для выдвижения в парламент кандидатов от партий

Лидия Ермошина
Лидия Ермошина

Не успели в Беларуси отгреметь президентские выборы, как уже грядут парламентские. О своих ожиданиях от предстоящего электорального события в беседе с корреспондентом БЕЛТА рассказала председатель Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Лидия Ермошина.

- Лидия Михайловна, напомните, пожалуйста, предположительную дату парламентских выборов в 2016 году и крайнюю дату их назначения.

- Сроки проведения избирательных кампаний определяются сроками вступления в полномочия ныне работающих депутатов Палаты представителей. Отсчет срока их полномочий начался не с момента избрания, а с момента проведения первой установочной организационной сессии, когда были сформированы органы Палаты представителей - то есть когда у депутатов были признаны полномочия и когда заработал парламент. Первая сессия Палаты представителей нынешнего созыва прошла четыре года назад, 18 октября 2012 года. Следовательно, 18 октября 2016 года истекает срок полномочий. Кстати, Совет Республики собрался на день позже - 19 октября. Таким образом, выборы должны пройти не позднее месяца до истечения сроков полномочий, поэтому речь может идти о выборах 17-го сентября этого года, но поскольку 17 сентября - это суббота, то последнее возможное воскресенье, когда могут пройти выборы, - 11 сентября. Именно поэтому и планируется данная дата.

Идут разговоры о возможности переноса на неделю раньше - так совпало, что Минск 11 сентября как раз будет отмечать День города. Городские службы, которые по обыкновению работают на выборах, конечно, будут задействованы и в организации этого праздника. Однако проводить выборы, например, 4 сентября, еще на неделю раньше, опять-таки, нецелесообразно и крайне затруднительно в силу того, что избирательные участки в основном организуются в школах, а у школ 1 сентября - День знаний. По идее, в это время уже нужно проводить досрочное голосование (оно начинается за пять дней до выборов). Так что совместить многое не получается, особенно если учесть, что многие члены участковых избирательных комиссий одновременно являются педагогами и работают в этой же школе. Это будет гораздо больший цейтнот и неудобство в отношении как людей, которые работают в избиркомах, так и детей, которые пойдут в школу. Еще есть проблемы относительно студентов, особенно первокурсников, потому что они только приедут на учебу и, возможно, еще даже не будут зарегистрированы, а следовательно, списки избирателей по университетам будут неполными в силу того, что в них могут быть не учтены эти молодые люди, которые, кстати, должны будут проголосовать впервые. С учетом всего этого считаю, что 11 сентября - наиболее приемлемая дата для проведения выборов.

Крайняя дата назначения - за три месяца до проведения выборов. Поэтому если мы говорим об 11 сентября, получается, что крайняя дата - 10 июня. Но 10 июня выпадает на пятницу, поэтому будем просить назначить выборы в начале недели (понедельник - 6 июня).

С учетом всех упомянутых дат и накладок, может случиться даже так, что 2 октября сессию откроет еще старый состав парламента, это тоже возможно.

- Отслеживаете ли вы активность политических партий и общественных объединений на фоне грядущего электорального события?

- Не отслеживаем. У нас нет таких возможностей в отношении активности, да и какое это имеет значение? Партия гипотетически должна быть активна всегда. Да, есть отдельные заявления, запросы некоторых политиков, в том числе засветившихся в ходе прошедшей президентской кампании. Это говорит о том, что люди готовятся к выборам в плановом режиме. Некоторые секретничают - конкретный избирательный округ не называют, но, в принципе, работа ведется.

- Некоторые участники президентской гонки 2015 года заявляли о депутатских амбициях. По вашему мнению, насколько реально, что эти люди будут участвовать в парламентской кампании?

- Любой гражданин Республики Беларусь может участвовать в выборах и быть кандидатом, если он выполнит условия выдвижения. Тем более для членов политических партий они у нас суперпростые. По сути дела, партия, собрав свой съезд, где присутствует очень незначительная часть членов, может выдвинуть кандидатов по всем избирательным округам. Так было и в 2012 году. Думаю, оппозиционные партии будут участвовать в парламентской кампании, они ведь заявляют, что бойкот - это не плодотворно. Место в парламенте является этаким лакомым куском и, в принципе, приманкой для многих граждан, не только политиков. Кресло в парламенте вообще рассматривается некоторыми как возможность хорошего трудоустройства. Думаю, что желающих, особенно на первом этапе, будет достаточно много. Единственное, что многие из потенциальных кандидатов просто-напросто будут находиться в неравном положении. Если член партии может выдвинуться достаточно просто, то собрать подписи бывает тяжело в моральном (и физическом) плане. Тяжело выйти к людям, найти достаточно активных сторонников, которые будут работать за тебя на пикете, собирать эти подписи у людей. Тем более, как вы понимаете, это же не президентские выборы - где захотел, там и встал, вся страна - один избирательный округ, и какое-то количество подписей, например, находясь у "Макдональдса", ты так или иначе соберешь.

Выборы депутатов - это всегда выдвижение только в избирательном округе. Если собирать подписи в провинции, где пикеты - это экзотика, придется ходить по квартирам. Да и в целом это касается больших городов, спальных районов. Ну где ты в том же Сухарево будешь подписи собирать? Только у местного универсама или, естественно, посещая квартиры, потому что в универсам люди в основном без паспортов ходят. Собрать подписи, даже тысячу, на первый взгляд кажется довольно легко, но на самом деле, это очень непросто.

Форма выдвижения в трудовом коллективе сейчас вообще очень редко применяется. Используется только крупными руководителями, ради которых может быть организовано собрание трудового коллектива. Его, кстати, тоже собрать тяжело. И очень проблематично провести собрание при наличии необходимого кворума. Многие, кстати, в ходе избирательных кампаний отсеиваются именно по этому основанию - в ходе проверки устанавливается, что на собрании присутствовало менее 50% реально работающих в коллективе граждан.

Так что по выдвижению возникает много вопросов. С одной стороны, самый эффективный и реальный способ - это сбор подписей, с другой стороны, он самый сложный с моральной точки зрения.

- Тогда, может, стоит упростить процедуру сбора подписей для самовыдвиженцев?

- Куда проще? Проще, чем у нас, я даже не знаю где. В той же России партии нужно еще и подписи собирать. То есть выдвигаются партийцы, но при этом еще собираются подписи в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты. У нас или - или. Трудовых коллективов вообще уже нигде нет, а ведь это самая простая форма выдвижения. Везде, собственно говоря, существует в основном партийное выдвижение, но оно всегда реализуется путем серии съездов. Вот попробуй организовать настоящий съезд, не такой карликовый, где собирается 25 человек, как у нас, и проведи, как этого требуют в Российской Федерации. Думаю, это тяжелее, чем подписи собрать. Поэтому наш порядок я оцениваю как демократичный. Единственное - многие не понимают, что путь к депутатскому креслу - это как испытание Иванушки в "Коньке-горбунке". В полном смысле слова нужно в семи водах искупаться, в котлах со смолой, с горячей водой и с чем угодно еще, чтобы стать тем самым добрым молодцем (народным избранником). Здесь нужно пройти и через унижения, и через уличные дискуссии, и через нелицеприятные вещи, которые будут высказаны. На самом деле, избираться тяжело.

- Наши партии не перестают лоббировать свои интересы, говоря о голосовании по спискам. Что можете им ответить по этому поводу? И вообще: насколько честным и объективным бывает такое голосование?

- Это все не более чем разговоры. Я, конечно, понимаю, почему об этом говорят: партии надеются, что это будет давать гарантированную возможность для обязательного избрания и что необходимое количество (например, 5% голосов) любая партия так или иначе получит. Но, во-первых, я не уверена в этом в силу того, что рейтинги у наших политиков достаточно низкие. Поэтому говорить о том, что за партию проголосует 5%, - это очень смело. Во-вторых, примеры того же Казахстана и России показывают, что даже партийные списки не дают гарантии прохождения в парламент для ряда оппозиционных движений и партий. Разве в Казахстане кто-то из оппозиции был избран по партийным спискам на последних выборах в парламент? Никто. В России, в принципе, одна оппозиционная партия имеет постоянный рейтинг и проходит (в парламент. - Прим. БЕЛТА).

Если в нашей стране партийные списки будут применяться в той степени, в которой это делается на территории бывшего Советского Союза, тогда, действительно, это кот в мешке. Если же партийные списки будут совершенно открытые и прозрачные, как в Европе, где ты проводишь рейтинговое голосование (то есть можешь быть руководителем партии и при этом не пройти в парламент), тогда это другое дело. В Западной Европе действует пропорциональная система, но с очень сильным элементом мажоритарной. Сразу могу сказать, что эта система хорошая, я бы за нее ратовала. Если мы когда-нибудь перейдем к такой системе, это будет правильно и найдет поддержку со стороны населения. Но нам рано об этом пока рассуждать в силу того, что у нас Конституция сама по себе не предусматривает возможность голосования по партийным спискам, поскольку в ней прописан институт отзыва депутата. А отозвать можно только того, кого персонально избрал.

- Вы позитивно отнеслись к тому, что в электоральной гонке 2015 года впервые в истории нашей страны появилась женщина-кандидат. В нынешнем созыве парламента тоже довольно много женщин (около 30%). Как вы можете охарактеризовать роль женщины в политике?

- Эти 30% в парламенте - то необходимое количество, рекомендуемое ООН и всеми международными организациями, которые работают в сфере гендерного равенства. В принципе, там, где применяется пропорциональная система, в продвинутых скандинавских странах, уже ставится планка в 50% для прохождения женщин в парламент. Могу сказать, что выполнить это автоматически, наверное, не очень хорошо получается, потому что не так много женщин, которые согласны заниматься политикой, войти в партийные списки, а затем еще и осуществлять политическую деятельность. Дело в том, что политическая деятельность является в определенном плане достаточно абстрактной, в то время как женщины больше любят конкретику и привязаны к детальной работе, к результату, который они видят. В политической сфере все, так сказать, угадывается. Именно поэтому, как мне кажется, не все женщины выбирают политический путь - в силу определенных психологических особенностей. Что же касается присутствия женщин в политике, оно точно так же оправданно, как их присутствие в жизни вообще. Если женщина подходит для этой деятельности, то почему бы и нет?

Если говорить о справедливости и пропорциональном представительстве в парламенте нашей страны, то, конечно, женщин должно быть больше, потому что у нас более половины населения - женщины и более половины избирательниц - это опять-таки женщины. Так что 30% - это не пропорциональное, а заниженное представительство. Другое дело, что женщина в большей степени связана семейными обстоятельствами, потому что избрание в парламент - это смена образа жизни для всей семьи, переезд в другой город и еще ряд обстоятельств.

- Не считаете ли вы, что стоит омолодить депутатский корпус - я имею в виду понижение возрастного ценза для потенциальных народных избранников?

- Я категорически против этого. Более того, я вообще считаю, что делать нечего молодежи в депутатском корпусе. Если мы только хотим получить разбалованного, ничего не умеющего, но уже имеющего огромные амбиции человека (и зачастую потом - несчастного), то тогда давайте запускать этот процесс. Это в советские времена было выгодно, чтобы в парламенте числилось столько-то доярок, свинарок, лиц до 30-ти лет и так далее, потому что под это писались рейтинги. Но люди не были профессиональными парламентариями. И работая токарем на заводе, учась заочно в институте и будучи 22-летним молодым человеком, можно было нормально приезжать на сессии парламента на день-два в году, и, в принципе, это ничуть не мешало ни той жизни, которую человек вел, ни его карьерному росту.

Я всегда говорю: почему никто не думает, особенно те, кто хотят избираться из молодежи, что они потом вообще делать будут? Человек в 20 лет приходит в парламент, он еще ничего не умеет, только читать и писать и, возможно, имеет какие-то элементарные знания в той или иной сфере. В то же время он уже приобретает весомый депутатский статус. Через четыре года где мы его использовать будем? Он же будет зубами хвататься за это место в парламенте, потому что больше ничего делать не умеет. Ну, избрали, может быть, его во второй раз, но что дальше? Пойдет работать в школу или больницу? Вряд ли. Что же мы имеем в остатке? Простого номенклатурного безработного, которого нужно обязательно трудоустроить, но его никто брать не хочет, потому что он ничего не умеет. Вот так получается оппозиция. Именно такие люди, которые отсидели в парламенте 12-го созыва в Верховном Совете в 1989 году, которые были избраны, когда им не было 30-ти, и составляют сейчас костяк белорусской оппозиции. Они не захотели возвращаться в школы-интернаты, где работали директорами, на преподавательскую работу в институты и вообще на всякие другие должности, с которых ушли, прежде чем стать депутатами. Но люди они еще молодые, им же работать надо… Поэтому я за то, чтобы в парламент прежде всего шли люди, которые сделали карьеру и не пропадут после того, как их не изберут на эту должность повторно. Они все равно востребованы, их можно уже министрами назначать после опыта в законотворческой деятельности. Вот какого мнения я придерживаюсь. Все разговоры о молодежи в парламенте считаю популистскими, вредными и недальновидными.

- А в Верховной раде, если вы заметили, довольно много молодежи…

- В Украине и в Беларуси - это разные вещи. Во-первых, у нас депутат реально представляет сам себя, а во-вторых, конечно, он - опора для тех кругов, которые когда-то его выдвинули и поддерживали в избирательной кампании. В Украине зачастую бойкие, молодые и красивые парни и девушки - это политики, которых наняли на работу, обеспечили им избирательную кампанию для того, чтобы они были лицом конкретной партии. Но ведь эти люди не самостоятельны ни в принятии решений, ни в стратегии своей деятельности. Как вы понимаете, в Беларуси и Украине совершенно разная природа парламентаризма.

- Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать будущий депутат?

- Каждого специалиста должны характеризовать интеллект и ум. Кроме того, это знание жизни и проблем, которые существуют в обществе и в данном избирательном округе. И еще - желание работать, потому что, к сожалению, и журналисты часто сталкиваются с депутатами, которые не очень хотят общаться с прессой, не желают свободно рассуждать на какие-то темы бытия, о проблемах экономики. А в этом, прежде всего, и заключается работа парламентария. Поэтому в моем представлении главное качество - умение общаться с людьми и быть открытым.

- Когда начнется более интенсивная работа по внедрению в законодательство рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ? Верно ли, что экспертная группа при ЦИК продолжит работу после выборов в парламент?

- Эксперты вряд ли будут работать, как раньше, мы обойдемся собственными силами. Группа при Центризбиркоме сформулировала идеи, а дальше уже будут работать, прежде всего, наши юристы. Мы внесли некоторые предложения в связи с рекомендациями БДИПЧ ОБСЕ, ознакомили с ними главу государства. Могу сказать, что в ближайшие дни планируется проведение совещания у Президента, где более детально будут рассмотрены рекомендации - те, которые могут быть применены в ходе парламентской избирательной кампании путем принятия постановлений ЦИК.

Будут рассмотрены также отдельные предложения, к которым можно вернуться уже после проведения избирательной кампании этого года. Действительно, работа в ближайшее время не закончится. После выборов в парламент Центризбирком вновь выступит инициатором перед руководством страны с просьбой назначить соответствующее совещание и выработать подходы, но уже по изменению избирательного закона.

- Не так давно с вас были сняты визовые ограничения. В каких странах Евросоюза успели побывать и планируете ли путешествия на ближайшее время?

- Что касается радостного события по отмене санкций, могу сказать, что зимой я использовала неиспользованный отпуск, посетив Италию и Францию. Во Франции я обошлась четырьмя днями, провела их в Париже, а в Италии провела неделю - посмотрела Рим, Венецию и Неаполь. До выборов у меня будет краткосрочный отпуск уже за этот год, и я собираюсь съездить ненадолго в Прагу.

Татьяна АНТОНЧИКОВА

Топ-новости
Свежие новости Беларуси